Свято-Троицкий храм, село Пичаево

История храма

История Свято-Троицкого храма с. Пичаево

До административно-территориального деления 1926 года село Пичаево относилось к Моршанскому уезду и официально именовалось тогда Большое Пичаево.

Известно, что православный приход в Большом Пичаеве был открыт в 1755 году. Судя по всему, в этот же момент деревня получила статус села. Нынешний трехпрестольный храм св. Живоначальной Троицы был освящен в 1889 году, и до известных событий 1917 года в нем хранились все местные метрики (запись о рождении, смерти и крещении каждого жителя села) с 1789 года. Прежняя церковь, вероятно, оказалась мала, и местные ревнители православия решили украсить свой поселок новым прекрасным Домом Божиим.

Строили Троицкую церковь по образцовому проекту великого архитектора К.А.Тона – автора Храма Христа Спасителя в Москве. Все проекты Константина Андреевича были красивы, изящны, очень точно инженерно рассчитаны и при этом очень функциональны в эксплуатации (имелась вентиляция, осуществлявшаяся без приводных механизмов, отопление пола и стен). В своих бесчисленных проектах храмов он воскрешал чудные мотивы архитектуры древней Византии и русского зодчества XVI – XVII веков. Проекты возрождения национального церковного стиля пришлись по душе Императору Николаю I, и он, Высочайше повелел напечатать альбомы с подборкой тоновских проектов и разослать их по всей Империи, дабы при строительстве церквей община могла выбирать образец оттуда, меньше уделяя внимание стилю классическому (иначе римско-языческому) и другим чуждым.

Когда храм освятили, два боковых придела были посвящены Введению во храм Пресвятой Богородицы и Рождеству Иоанна Крестителя. Храм был не по-сельски просторен. К примеру, если в 1911 году население села составляло 5,5 тысячи человек, то его вместимость была до 4 тысяч.

Отделывали Троицкую церковь внутри основательно: красивая роспись на стенах, а уж иконостас чего стоит! Храм имел вместительный балкон для хора, располагавшийся внутри над главным, западным, входом, прекрасные золоченые сени над плащаницами, искусно написанные иконы. Ко времени революции в храме имелось два образа, особо почитаемых жителями: Иверской Божией Матери и Пантелеимона Целителя. В конце 1920-х годов просиял еще один Богородичный образ. Храм имел целых четыре колокольни – во всех угловых башенках пятиглавия.

У церкви исстари хоронили особо заслуженных перед ней людей. И ныне вокруг здания сохранилось несколько уцелевших мраморных памятников купцам-благотворителям.

Старинное приходское кладбище располагается к востоку от церкви, но в порядочном удалении. О его возрасте очень зримо напоминает разрушающаяся каменная часовня с отсутствующим куполом.

После 1917 года повсюду началось наступление на церковь. В Большом Пичаеве это поначалу выразилось в том, что у приходов отобрали принадлежащие причтам 82,5 десятины земли (располагались они в девяти участках в большом удалении от церкви), а потом началась травля духовенства.

В 1930-х годах осудили настоятеля Троицкого храма митрофорного протоиерея Митрофана Андреевича Замятина. Вернувшись из лагеря, он был в 1937 году арестован в Моршанске и расстрелян. Псаломщик церкви Григорий Иванович Курбатов был осужден и погиб, отбывая срок в тайге на лесоразработках. Сослужащий священник церкви Аполлон Михайлович Гуреев был в 1937 году арестован в Моршанске (по одному делу с о. Митрофаном) и расстрелян. Священник Иоанн Никитович Кондаков, в 1933-1934 годах служивший здесь, также был арестован и провел в застенках 10 лет. Вернувшись, некоторое время, в 1960-х годах, протоиерей Иоанн служил здесь вновь. Судьба протодьякона Ивана Семеновича Орлова (говорят, он был арестован вместе с еще шестью людьми из церковных) после ареста была неизвестна даже его жене и детям.

Троицкая церковь в 1937 году была закрыта. Когда в конце Великой Отечественной войны И.В. Сталин разрешил открывать на русской земле церкви, тут располагался колхозный склад. Внутреннее убранство хоть и было частью попорчено, частью разворовано, но в основной массе уцелело. Главное – сохранился прекрасный иконостас, подобного которому нет более в епархии.

Официальной датой открытия церкви считается победный 1945год. Однако по-настоящему долгие ремонтные и восстановительные работы начались лишь в 1947 году с назначением сюда настоятелем протоиерея Дмитрия Васильевича Турковского.

Дела Троицкой церкви в тот момент были очень плохи. Она нищенствовала. Наличие кассы церкви на 12 февраля 1947 года еле превышало 8 тысяч рублей, а епархиальный взнос составлял 5000 рублей, да еще висел долг в 13 тысяч рублей.

Требовала капремонта крыша. Ненастная погода готова была разрушить храм: ветер играл листами железа, желая сорвать их с насиженных мест; тающий снег разрушал стены и своды здания. Все же настоятель нашел средства перекрыть крышу, не без труда и волнений. Однако, ровно через семь дней после окончания ремонта, 18 июля 1948 года, над с. Пичаево пронесся ураган с мощным дождевым ливнем. Злобствующая стихия в течение страшных и ужасных минут громила и разрушала плоды пожертвований и труда пичаевского жителя.

Разве это не испытание? До 40% кровли – голые места, а в кассе церкви – пусто.

Епархиальное управление оказало Троицкой церкви денежную помощь, недостающую часть приходской совет занял у добрых людей. О. Дмитрий Турковский вспоминал: “По милости любящего нас Бога опять крыша Пичаевского храма в полном железном закрытии”.  Настоятель самолично контролировал все работы.

1949год. Произведена шпаклевка крыши (работу прихожане произвели сами, без найма рабочих), двойная покраска ее и всех железных частей храма, начиная от верха — с крестов – и до самого низа.

1950 год. Размывка плотного слоя грязи и копоти сводов, стен и колонн храма (внутренние работы).

1951 год. Во избежание осыпей и отвалов штукатурки своды, стены и колонны храма покрыты натуральным вареным растительным маслом. Затрачено его было более тысячи килограммов.

С 1952 года велась наружная побелка храма (с осьмериком и башнями). Начало работ по восстановлению живописи сводов, стен и орнамента колонн. Закончены внутренние работы осенью 1956 года.

Храм окружили штакетной оградой, обсадили декоративными деревьями, территорию украсили цветами. Все делали исключительно сами без расхода на найм. Также были возведены две паперти: северная – цементная, южная – деревянная (до11 метров в длину с подъемом на два метра и двухметровой площадкой).

В 2008 году храму пожертвована малая звонница из 6-ти колоколов (вес самого большого 130 кг).

В 2010 году к храму подведен газ, заменена система отопления, началась реконструкция электропроводки.

В 2011 году в храме впервые совершено таинство хиротонии: в диакона рукоположен регент Казанского мужского монастыря города Тамбова Максим Насонов, во иерея рукоположен диакон Лазаревского храма города Тамбова Артемий Арбузов.

В этом же году воссоздан первоначальный вид креста центрального купола храма, он очищен от ветхой краски и покрыт сусальным золотом, так же произведен ремонт центральной луковицы, барабана и шатра.

Перейти к верхней панели